От чего зависит качество щенка?
Каждый хозяин стремится приобрести полноценного щенка и вырастить из него хорошую, работоспособную и породистую собаку. Поэтому ему необходимо знать, от чего это зависит.
Генотип
Качество щенка зависит от унаследованных от родителей и ближайших родственников (дедушек, бабушек и т. д.) особенностей и способностей, то есть от генотипа.
Генотипом называется наследственная конституция организма, совокупность его задатков, передаваемых через хромосомы. По наследству от родителей и ближайших родственников щенку передаются все характерные признаки породы, к которой он принадлежит, а также особенности конституции, экстерьера (внешний вид) и интерьера (рост, телосложение, особенности поведения, способности к дрессировке и др.). Другими словами, запрограммированной основой роста и развития каждого щенка и формирования из него взрослой собаки является его генотип.
Условия содержания собаки
Но многое зависит также и от условий, в которых происходят рост и развитие щенка, от качества его содержания, кормления и воспитания. Так, например, трусливость собаки (боязнь сильных раздражителей) может быть наследственной, переданной от родителей и ближайших родственников (слабый тип высшей нервной деятельности), или приобретенной вследствие неправильного выращивания и воспитания щенка (изоляция от транспортных средств и других сильных раздражителей или, наоборот, воздействие сильных раздражителей — ударов, запугивания и др.). Дефекты конечностей, выражающиеся в различной степени слабости, хромоте, неправильном поставе (косолапость, размет и др.), могут возникнуть как от передающегося по наследству порока(дисплазия тазобедренных суставов), так и от рахита, возникающего при неполноценном кормлении (недостаточность в суточном рационе витаминов D2, А, кальция, фосфора и др.). В зависимости от генотипа и условий роста, развития и воспитания щенка складывается его фенотип.
Фенотип
Фенотипом называется совокупность всех признаков и свойств организма, которые формируются под влиянием наследственных факторов и условий внешней среды. Фенотип щенка (конституция, экстерьер, особенности поведения), которого вы выбрали, будет формироваться в зависимости от генотипа, наследственных задатков, полученных от родителей и других ближайших родственников, а также под воздействием внешней среды (содержание, кормление, воспитание), что в значительной степени зависит от вас. Поэтому необходимо, чтобы у щенка по возможности были высокопородные родители, способные передать по наследству племенные и рабочие качества. Нужно создать для него хорошие условия содержания, кормления и воспитания. Только тогда высокие наследственные задатки щенка смогут в полной мере развиться. Щенок подвергается влиянию внешней среды уже во внутриутробный период своего развития, которое зависит от условий содержания и кормления матери. Качество только что рожденного щенка зависит как от переданных ему задатков, так и от условий, в которых находилась его мать в период щенности.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЩЕНКОВ
Рост и развитие щенков, их характерные особенности в значительной степени зависят от возраста Для того чтобы правильно организовать выращивание, воспитание и дрессировку собаки, необходимо знать и учитывать эти особенности. Под ростом понимают процесс увеличения размеров организма, его массы, происходящий за счет накопления активных , главным образом белковых, веществ. Рост собаки сопровождается увеличением массы тела и изменением пропорций. Под развитием собаки понимают процесс усложнения организма, специализацию и дифференциацию органов и тканей. Другими словами, развитие — это качественные изменения содержимого клеток, органообразовательные процессы, которые протекают в каждом организме от оплодотворения яйца до взрослой особи, способной к размножению и сходной в основных чертах с родителями. Рост и развитие щенков зависят не только от возраста, но также и от полученных по наследству задатков, от пола, условий содержания и выращивания, количества щенков в помете. Кобели, как правило, отличаются большим ростом и большей массой тела. В небольших пометах (два—пять щенков) щенки в большинстве случаев более крупные, чем в больших (восемь—десять щенков и более).
Этапы роста и развития щенков
Процесс роста и развития собаки протекает в несколько этапов.
Первый этап
Первый этап составляет от 1-го до 18—21-го дня жизни щенка. Это период безусловнорефлекторной адаптации. Щенки рождаются слепыми и глухими, не приспособленными к самостоятельной жизни, нуждаются в материнском уходе. Тем не менее, уже с первого дня жизни они смогут ползать, находить соски и сосать материнское молоко. Из органов чувств у них функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается большое ежедневное увеличение массы тела, в том числе головного мозга. Большую часть суток щенки спят. К 15—18-му дню жизни они уже видят и слышат, могут воспринимать и дифференцировать объекты окружающей среды, у них вырабатываются условные рефлексы, образуются многочисленные условно-рефлекторные связи. К 18-21 дню жизни щенки способны стоять, ходить. бегать, проявляют чёткую ориентировочную реакцию на внешние раздражители, у них вырабатываются оборонительные условные рефлексы. С этого времени они приобретают жизненный опыт, учатся приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Второй этап
Второй этап составляет от 18-21 до 30-35 дней. Этот период первичной условнорефлекторной адаптации. Отмечается интенсивное ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. У щенков вырабатываются условные рефлексы на пищевые раздражители (например, на лакомство), а также оборонительный рефлекс ( на нажим рукой и др.). Однако скорость образования условных рефлексов ещё невелика, необходимо многократно повторять упражнения. Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с окружающими предметами, участвую в играх, приобретают жизненный опыт.
Третий этап
Третий этап составляет от 4-6 до 8-12 недель. Это экзальтационный период. Наиболее важный по возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков. Ежедневный прирост массы тела, в том числе головного мозга, замедляется. Щенки живут без матери, весь уход и заботу о воспитании берут на себя хозяева. В этом возрасте щенки по своему поведению очень похожи. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает «исследовательская» активность. Если во второй период жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми. животными) они лишь настораживаются, то в третий подходят к ним и пытаются исследовать. В этот период у них легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью. Начиная с 1,5- 2 х месячного возраста, после приучения щенка к кличке, следует приучать его выполнять команды «Место», «Ко мне», «Гуляй» в то же время в третий период жизни у щенков трудно вырабатывать тормозные реакции, необходимые для выполнения таких команд как «Сидеть», «Лежать», «Фу» и другие. Это объясняется тем, что морфологическое и физиологическое созревание возбуждающих и тормозных систем мозга растущих щенков происходит не одновременно. Вырабатывать навыки на команды «Сидеть», «Лежать», «Фу» можно лишь с конца третьего и начала четвёртого периода жизни щенков, когда у них проявляются тормозные реакции.
Несоблюдение этого правила сведёт на нет ваши усилия, а при сильной перезагрузке у щенка может наступить запредельное торможение, которое может вызвать болезнь. В это время необходимы регулярные прогулки, постепенно увеличивающиеся по времени, что необходимо как для физического развития, так и для накопления жизненного опыта. Четвёртый этап
Четвёртый этап составляет от 3-4 до 6-7 месяцев. Это период формирования типологических особенностей нервной системы щенка. Заметно меняется характер пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она возникает лишь на простые раздражители (на внезапный свет, звук и др), которые воспринимаются соответствующими анализаторами (органами чувств). При правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством) эта реакция быстро проходит и заменяется ориентировочным рефлексом. У шенков в возрасте 3-4 месяцев и старше пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на простые раздражители, но и на более сложные и комплексные (на новые предметы, людей, животных) В этом возрасте щенки проявляют аналитическо-синтетическую деятельность.
|