Приучение к чистке и мытью
К чистке и мытью щенка приучают с раннего возраста, когда его отняли от матери и содержат в доме или во дворе. Сложности в выработке этого навыка не возникают, если щенка приучают к мытью и чистке осторожно, не причиняя боли и ни пугая его. Чистка станет для щенка источником приятных ощу щений, и он будет каждый раз с радостью подбегать к хозяину, увидев в его руке щетку или гребень. Это в равной степени относится и к приучению щенка к мытью. Нужно внимательно следить за температурой воды, особенно если пользуются шлангом со смесителем. Бывают случаи, когда теплая вода внезапно сменяется горячей, и щенок получает ожог. После этого в течение многих дней только шум вытекающей из шланга воды будет вызывать у него испуг и активное сопротивление мытью. Использовать воду для мытья непосредственно из шлангов с такими смесителями нельзя.
Приучение к чистоплотности
Дрессировка 1—3-месячных щенков
К чистоплотности щенка приучают с первого дня го появления в доме. При этом необходимо строго руководствоваться рекомендациями, изложенными в разделе об уходе за щенком При выполнении этих рекомендаций щенок постепенно привыкает сдерживать себя и проситься на выгул.
Дрессировка 3—6-месячных щенков В возрасте 3—6 месяцев к соблюдению чистоплотности щенков и предъявляют повышенные требования. Обычно к 3-месячному возрасту щенок привыкает своевременно проситься на улицу, но «не выдерживает» еще довольно часто. Увлекшись игрой или каким-либо другим занятием, он еще не может своевременно реагировать на сигналы организма о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому необходимо регулярно и своевременно выгуливать щенка. Следует учесть, что собаки, в том числе и щенки, не могут освободиться от мочи в один прием и делают это в процессе выгула несколько раз. Пучше всего выводить щенка, не дожидаясь, когда он попросится. Если поведение щенка становится беспокойным, его тут же следует вывести. Особое внимание нужно обращать на качество корма. Недоброкачественные продукты, несвежий корм могут вызвать нарушение пищеварения, и в этом случае щенок причинит вам неприятности. Приучение к кличке
К кличке щенок привыкает быстро, в течение 3—4 дней. Кличку произносят, когда обращаются к щенку во время ухода, кормления, воспитания, начальной дрессировки, то есть ежечасно. . Поэтому нужно отнестись к выбору клички со всей серьёзностью. Кличка должна соответствовать полу щенка. Она должна быть короткой, простой, легко произносимой и благозвучной. Нельзя присваивать клички, используя человеческие имена, воинские звания, национальность, названия государств, городов. Кличка должна вызывать симпатию к собаке. Недопустимы клички, порочащие животное. В клубах служебного собаководства первые буквы клички собаки устанавливаются алфавиту в зависимости от года ее рождения. Поэтому подбирать кличку следует с учетом этого. Дрессировка 1—3-месячных щенков •
Для приучения щенка к кличке в течение дня периодически четко и достаточно громко произносят ее. Как только щенок обратит на это внимание, его немедленно поощряют поглаживанием и лакомством, повторяя кличку. Для этого используют также каждое кормление. Перед кормлением берут кормушку произносят кличку и после реакции щенка немедленно ставят ее на место и кормят щенка. Во время кормления повторяют кличку 1—2 раза. • Особенно важно выработать у щенка немедленно реагировать на кличку, когда он чем-то отвлекся, например игрушками, глодает кость, наблюдает за кошкой и др. Для этого перед каждым кормлением ждут, когда щенок отвлечется, произносят кличку и, когда он обратит на это внимание, ставят кормушку и кормят его, не забывая повторить кличку 1—2 раза. • После того как щенок станет реагировать на кличку, для закрепления выработанного навыка ежедневно поощряют его поглаживанием и лакомством всякий раз, когда он обращает внимание на произнесенную кличку, но постепенно сокращают число поощрений. В дальнейшем к поощрению, особенно лакомством прибегают изредка, как правило, в том случае, если щенок перестанет четко и безотказно реагировать на свою кличку. • К 3-месячному возрасту щенок привыкает к кличке, и в дальнейшем этот навык требует лишь закрепления и совершенствования. С этой целью периодически поощряют щенка. когда он реагирует на кличку и обращает на хозяина внимание, но лакомством поощряют все реже и заменяют его восклицанием Хорошо!» и поглаживанием. Когда навык своевременного реагирования щенка на кличку выработан, необходимость и в таких поощрениях отпадает, так как они заменяются удовольствием, которое щенок испытывает при выполнении последующих упражнений (занятий). Например, после того как щенок отреагирует на кличку и обратит внимание на хозяина, тот берет его на поводок и выводит на прогулку, что является для щенка большим поощрением. Условия закрепления и совершенствования навыка на произносимую кличку постепенно необходимо усложнять. К щенку обращаются , когда он чем-то отвлекся. Затем упражнение проводят в комплексе: произнеся кличку, подают команду «Ко мне!», а затем «Гуляй!» и т. п. Приучая щенка к кличке, не рекомендуется произносить её слишком громко. Излишне частое произнесение клички перед каждой командой может приучить щенка выполнять команды только в сочетании с кличкой, что недопустимо. Возможные ошибки дрессировщика • Искаженное и угрожающее произношение клички. Постоянное повторение клички перед каждой командой, что приучает собаку отвечать действиями на команды только в сочетании с кличкой.
Приучение к шлейке и поводку
К шлейке и поводку щенка нужно приучать с 2—2,5-месячного возраста. Подбирают соответствующую шлейку и подгоняют ее так, чтобы она не болталась и в то же время не затрудняла движений щенка. После этого осторожно, но достаточно быстро надевают на щенка шлейку. Если щенок беспокоится и пытается освободиться от нее, его успокаивают поглаживанием, отвлекают игрой, короткой пробежкой. Если это не поможет и щенок по-прежнему будет сильно беспокоиться, нужно снять шлейку и предоставить ему возможность немного побегать, а затем снова надеть шлейку В течение дня упражнение повторяют 3—4 раза. Когда щенок станет спокойно вести себя с надетой на него шлейкой, во время прогулки быстро и по возможности незаметно для него, к шлейке пристегивают короткий легкий поводок (из тесьмы, тонкой веревки) и опускают его на землю. После 3- 5 минутной прогулки берут поводок в левую руку и, слегка натянув его, продолжают прогулку. Каждый раз, когда щенок будет сильно тянуть поводок, его натяжение ослабляют. В течение дин упражнение повторяют 4—5 раз. Поводок предназначен дли удержания щенка и управления им во время выгула и прогулки. В дальнейшем его используют также при выработке навыком на различные команды («Сидеть!», «Лежать!» и др.). • Нужно, чтобы щенок относился к поводку спокойно. Обычно так и бывает. Как только хозяин берет в руку поводок, щенок начинает бегать вокруг него, подпрыгивать и проявлять другие признаки радости. Поэтому неправильно использовать поводок для наказания щенка. Для этого следует пользоваться прутиком и прибегать к нему в случае крайней необходимости, когда другие меры воспитания не достигают цели. Если наказывать щенка поводком, пусть даже слегка, он станет бояться его. При систематическом злоупотреблении поводком щенок начинает убегать и прятаться от хозяина каждый раз, когда он берет поводок в руки. • В то же время нельзя превращать поводок в игрушку, как то нередко делают многие собаководы. Недопустимо, чтобы щенок во время прогулки играл с поводком, грыз его и тянул к себе. В таком случае поводок теряет свое значение как инструмент, дисциплинирующий щенка, особенно на прогулках. При соблюдении методики щенок быстро привыкает к шлейке и поводку. Правила пользования коротким (до 1,5 м) и длинным (до 12 м) поводками Поводок — основное средство управления поведением собаки. С помощью поводка ограничивают, сдерживают самовольные движения собаки, а также заставляют (принуждают) собаку отреагировать на команду, жест, нужным для дрессировщика действием. Эффективность воздействия поводком зависит от умения дрессировщика своевременно и быстро перехватывать его на нужном расстоянии от ошейника, как правило , одной рукой. При этом большая часть поводка опускается на землю. Быстрый маневр необходим для того, чтобы вовремя погладить собаку и дать лакомство. Собаки очень внимательны к поводку. Поэтому переходить к управлению без поводка следует постепенно. Начинают paботу без поводка с собакой в наморднике. Нельзя бить (наносить им удары) поводком с целью наказания собаки. Приучение к ошейнику Щенка приучают к ошейнику и поводку с 3-месячного возраста по методике приучения к шлейке с поводком. К этому времени шея у щенка достаточно сформировалась и окрепла, воздействие ошейника, если правильно пользоваться поводком, не вызывает боли и позволяет управлять щенком. Однако нельзя забывать, что при сильном натяжении ошейник затрудняет дыхание. Поэтому резкие натяжения и рывки поводком - недопустимы. Если не ставится задача более тонкого управления поводком для выработки тех или иных навыков, целесообразнее использовать не поводок, а шлейку.
Приучение к наморднику
Приучение щенка к наморднику можно начинать с 4-месячного возраста . Наиболее удобным является глухой намордник, передняя часть которого состоит из сплошного куска кожи или кожзаменителя с отверстиями для воздуха. Он позволяет собаке при необходимости держать пасть открытой, что облегчает дыхание. В теплое время года удобен сетчатый металлический намордник. . Намордник подбирают в соответствии с размером морды щенка, а при необходимости подгоняют его так, чтобы он не особенно стеснял щенка и не болтался. • Во время прогулки со щенком на поводке нужно остановиться, показать ему намордник так, чтобы он имел возможность его понюхать, и осторожным, но быстрым движением правой руки надеть и застегнуть намордник, после чего можно продолжать прогулку. • Если щенок предпримет попытку освободиться от намордника , с ним можно немного побегать и успокоить поглаживанием. . Чтобы отвлечь щенка, можно подать команды «Сидеть !., «Лежать!» и т. д. • Через 2—3 минуты намордник снимают и после небольшого перерыва упражнение повторяют 2—3 раза. В дальнейшем нужно увеличивать время пребывания щенка в наморднике.
Возможные ошибки дрессировщика
• Неправильный подбор снаряжения, создающего собаки неудобства и даже причиняющего боль.
• Разрешение собаке играть поводком, что способствует развитию привычки грызть его.
|